КЕЙСЫ БРЕНДИНГА
ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ
В МАЛЫХ ГОРОДАХ БАШКИРИИ
Цель брендинга территории – вызвать интерес человека к месту.
Брендинг территории – это сумма всех материальных и символических элементов, которые делают эту территорию уникальной. Брендинг – ключевой инструмент продвижения. Проектируя образы
и оперируя восприятием места, брендинг территории призван вызвать эмоциональные отклики у жителей, туристов и потенциальных пользователей территории.



Процесс брендинга территории – это комплекс действий, учитывающий множество факторов, которые влияют на его успешность.

Основные составляющие брендинга территории можно увидеть
на схеме Саймона Анхольта.


Этапы создания бренда территории
1
Аналитический этап
Выбор территории. Проведение исследования: установление идентичности территории и определение целевой аудитории территории
2
Стратегический этап
Создание концепции территориального бренда
и разработка стратегий развития и позиционирования
3
Этап разработки
Разработка визуальной символики территориального бренда
4
Этап внедрения
Выбор каналов продвижения и формирование имиджа.

В финале работы получается многостраничное пособие — брендбук или технический документ — гайдлайн.
Для позиционирования страны или городов-миллионников в мире и в России проводят масштабные исследования, нанимают крупные команды — вкладывают достаточное для разработки бренда количество ресурсов. Для развития и позиционирования небольших общественных пространств в малых городах объективно гораздо меньше ресурсов. Локальные проекты не обладают теми же инструментами, а главное мощностями.

Основная рекомендация для разработки бренда общественного пространства — сосредоточить свое внимание на последних двух пунктах упомянутой схемы, а именно: создать визуальную символику бренда и выбрать каналы коммуникации.

На примере 3 городов Башкортостана рассмотрим как это может быть устроено на практике.
Фотографии: Регина Давлетова
Новое общественное пространство
г. Дюртюли, проект «Город Откр0Й»


Оно включает обновленную площадь Ленина и пространство «Зерно» со скейт-парком. Основная функция этого пространства: объединить в себе возможности для всех поколений горожан. Это доступ таких видов активностей как занятие экстремальными видами спорта, выступления на сцене, выставки и тихий отдых. На обеих площадях расположены крытые павильоны «Открөй»: название с отсылкой к понятию дома (өй) в переводе с татарского и башкирского языка.

Исходя из этого формирование визуального стиля пространства или фирменного стиля пространства будет строиться на таких факторах:

- понятность и доступность людям разных возрастов,

- адаптивность к множеству видов активности в пространстве,

- доброжелательность.




Знак представляет собой стилизованное графическое изображение дома
в пшеничном поле.

Это одновременно отсылка и к названию проекта ("өй" переводе с татарского
и башкирского - понятие дом),
и к архитектурным решениям, например к элементам павильонов.


Цветовые решения также обусловлены смыслами проекта - нейтральный белый, доброжелательный желтый и основной синий.
Шрифт выбран максимально понятный, с разными режимами начертания, для вариативности.
Документ, регламентирующий использование разработанного фирменного стиля называется "гайдлайн".

Он включает в себя описание визуальной системы для общественного пространства: элементы, правила использования и дизайн носителей (визиток и документации, упаковки товаров, униформы работников или мерча).
Фотографии: Владимир Бояркин
Обновленное общественное пространство
г. Бирск, проект «Новый Центр»


Центр города из отдельных территорий стал единым пространством, соединенным пешеходными зонами.

Цель проектов: сохранить уникальный исторический облик купеческого города, раскрыть культурный потенциал и бережно преобразовать территорию, опираясь на потребности жителей.

Основой для построения фирменного стиля стали такие факторы как:

- историческое прошлое города,

- наличие на территории большого количества деревянных домов с резьбой,

- понятность, как для жителей так и для гостей города.



В этом фирменном стиле было важно показать сохранившиеся сокровища города, поэтому стилеобразующие элементы вдохновлены цветами и резьбой старинных домов в Бирске.
Чтобы фирменный стиль смотрелся современно, выбраны простые шрифты без засечек. Шрифт в старо-русском стиле используется как дополнительный.

Знак отражает элемент резного декора, который часто встречается на домах
в Бирске. Элемент простой и вариативный, легко считывается на поверхностях и несет в себе дополнительный смысл: любовь к своему городу.
Гайдлайн содержит в себе всё необходимое для ведения социальных сетей и оформления событий.

Важно отметить, что все материалы гайдлайна должны быть удобны в том числе для людей, которые не владеют профессиональными навыками в дизайне.
Фотографии: Влад Третьяков
Обновленное общественное пространство
г. Белебей, «Парк Поющие Родники»


Парк «Поющие родники» имеет ярко выраженное ценностное значение
в масштабах всего края – не только жители города, но и ближайших населенных пунктов любят проводить время в парке, что обусловлено хорошей транспортной доступностью.

Благодаря множеству лечебных родников в Белебеевском районе работают санатории, в которых отдыхали известные писатели. Природа служила для них источником вдохновения. Переплетение сюжетов литературы и природы стало основой для формирования концепции проекта парка.

Исходя из этого формирование визуального стиля пространства или фирменного стиля пространства строится на таких факторах:

- понятность и доступность разным возрастным группам,

- адаптивность под разные виды деятельности,

- доброжелательность.



Цветовые решения также обусловлены смыслами проекта: понятный белый, доброжелательный желтый и основной синий.
Шрифт выбран максимально понятный, с разными режимами начертания, для вариативности.

Знак парка «Поющие родники» является сложносоставным и включает в себя все элементы, характерные для территории общественного пространства. В нем легко считываются графичные символы солнца, листьев, воды и кувшинки.
Гайдлайн может быть небольшим по объему документом, самое главное - четкие и понятные правила использования фирменного стиля.
Примеры использования фирменного стиля
В общественных пространствах Башкирии
Также важно отметить, что создатели брендбука, гайдлайна и всей концепции в целом должны поддерживать связь с парк-менеджером или управляющей компанией общественного пространства с первого этапа его разработки до финального. Важно не только дать правильный инструмент для позиционирования пространства, но и рассказать как им пользоваться, собрать обратную связь и при необходимости доработать фирменный стиль для удобства всех конечных пользователей.