универсальную
Как сделать универсальную методику оценки проектов благоустройства
в междисциплинарной команде
(и не поссориться)
В Башкортостане с 2019 года
городов стали победителями конкурса
16
села стали победителями конкурса
3
реализованных
проектов благоустройства
20
~2,2
Исследование в Янауле, 2019 г.
С 2018 года в России каждый год проходит Всероссийский конкурс проектов благоустройства.
За 5 лет победителями конкурса стали 560 проектов, на развитие общественных пространств правительство России направило более 34 млрд рублей. Однако общепринятой системы оценки проектов благоустройства с точки зрения их влияния на инфраструктуру и город как сложную систему пока не существует. Поэтому в 2022 году команда центра компетенций по вопросам городской среды АНО «Институт развития городов Башкортостана» (Институт) решила разработать универсальную методику оценки, которая позволит определить как в действительности проект повлиял на город.

Институт сопровождает каждую заявку на конкурс с момента её разработки до открытия и запуска территории. В течение четырех лет мы следим за отзывами горожан в социальных сетях, общаемся с резидентами и пришли к выводу, что отзывы пользователей часто полярны, а оценивать пространство только визуально необъективно.

Одним из первых проектов, который из концепции вырос в действующую систему общественных пространств, стал «Северные ворота Башкортостана» в городе Янаул. К лету 2022 года прошло более года с открытия пространства, поэтому появилась возможность оценить первые эффекты от появления уникального пространства.
Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городахи исторических поселениях Минстроя России. В конкурсе могут участвовать города численностью до 200 тысяч человек и исторические поселения.
Специалисты Института задумали исследование проекта «Северные ворота Башкортостана» в Янауле, основываясь на критериях оценки, разработанных для конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды Минстроя России, однако в итоге пришли к заключению и пониманию генеральной цели таким образом: на основе полученных данных создать универсальную методику оценки эффектов от реализации проекта: новой площади, набережной или благоустроенного парка — как частного, так и реализованного на государственное финансирование.
млрд рублей
из федерального
бюджета
В Башкортостане с 2019 года
городов стали победителями конкурса
16
села стали победителями конкурса
3
реализованных
проектов благоустройства
20
~2,2
Исследование в Янауле, 2019 г.
С 2018 года в России каждый год проходит Всероссийский конкурс проектов благоустройства. За 5 лет победителями конкурса стали 560 проектов, на развитие общественных пространств правительство России направило более 34 млрд рублей. Однако общепринятой системы оценки проектов благоустройства с точки зрения их влияния на инфраструктуру и город как сложную систему пока не существует. Поэтому в 2022 году команда центра компетенций по вопросам городской среды АНО «Институт развития городов Башкортостана» (Институт) решила разработать универсальную методику оценки, которая позволит определить как в действительности проект повлиял на город.

Институт сопровождает каждую заявку на конкурс с момента её разработки до открытия и запуска территории. В течение четырех лет мы следим за отзывами горожан в социальных сетях, общаемся с резидентами и пришли к выводу, что отзывы пользователей часто полярны, а оценивать пространство только визуально необъективно.

Одним из первых проектов, который из концепции вырос в действующую систему общественных пространств, стал «Северные ворота Башкортостана» в городе Янаул. К лету 2022 года прошло более года с открытия пространства, поэтому появилась возможность оценить первые эффекты от появления уникального пространства.
Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городахи исторических поселениях Минстроя России. В конкурсе могут участвовать города численностью до 200 тысяч человек и исторические поселения.
Специалисты Института задумали исследование проекта «Северные ворота Башкортостана» в Янауле, основываясь на критериях оценки, разработанных для конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды Минстроя России, однако в итоге пришли к заключению и пониманию генеральной цели таким образом: на основе полученных данных создать универсальную методику оценки эффектов от реализации проекта: новой площади, набережной или благоустроенного парка — как частного, так и реализованного на государственное финансирование.
млрд рублей
из федерального бюджета
Исследование проекта «Северные ворота Башкортостана» в городе Янаул
Янаул — единственный город
в Башкортостане на Горьковской ж/д
Авторы архитектурной концепции:
Население:
Бюджет:
Площадь благоустройства:
27 461
134,7
2,47
человек
млн рублей
га
Проект в Янауле состоит из небольших пространств разного типа: сквера, пешеходной торговой улицы, Ёлочной площади, поэтому тем интереснее изучать этот кейс. Целью исследования его авторы видели определение влияния проекта благоустройства на город и его жителей.
Проектная группа 8
Янаул — единственный город в Башкортостане на Горьковской ж/д
На первом этапе к исследованию Института развития подключились студенты кафедры Глазычева РАНХиГС и провели полевое исследование территории в качестве производственной практики с 5 по 9 июля 2022 года. В полевое исследование входил: опрос пользователей, структурированное интервью, картирование, невключенное наблюдение.
На втором этапе специалисты-социологи, аналитики, городские планировщики Института развития городов Башкортостана проводили кабинетный анализ данных о территории: карты ДТП, 2ГИС, геоинформационных систем, отзывов в сервисах и медиа, арендной ставки, Google Earth (сравнение снимков территории с 2000 по 2022 гг.), Strava (данные о мобильности), топосъемка (подсчет фонарей, озеленения, камер видеонаблюдения).
«Мы начали прорабатывать методику пост-оценки городских проектов в рамках нашей совместной стажировки по российским городам, где мы изучали практики городского соучастия. Мы поняли, что конкретные эффекты реализации таких проектов слабо изучены, при том, что запрос на их выявление есть у совершенно разных акторов: от исследователей до муниципальных служащих. За последние 5 лет сильно выросло количество и качество проектов благоустройства общественных пространств. Выросло качество разрабатываемых концепций, перед разработкой проектов проводится комплексный анализ, а сценарные планы охватывают разные категории пользователей и сезоны. Но вся эта аналитическая работа проходит до непосредственного запуска пространства. А вопросы „как живет место после реализации проекта?“, „как оно влияет на территорию вокруг?“, „как пространством пользуются жители?“ часто остаются вне фокуса. С помощью этой методики мы хотим найти ответы на эти вопросы, а также посмотреть чем отличаются проекты выполненные с применением партиципаторных подходов от проектов выполненных без них».
Исследование состоит
из полевого и кабинетного анализа территории.
Роман Рудой

директор образовательных программ кафедры Глазычева Института общественных
наук РАНХиГС
(до 2023 г.)
На первом этапе к исследованию Института развития подключились студенты кафедры Глазычева РАНХиГС и провели полевое исследование территории в качестве производственной практики с 5 по 9 июля 2022 года. В полевое исследование входил: опрос пользователей, структурированное интервью, картирование, невключенное наблюдение.
На втором этапе специалисты-социологи, аналитики, городские планировщики Института развития городов Башкортостана проводили кабинетный анализ данных о территории: карты ДТП, 2ГИС, геоинформационных систем, отзывов в сервисах и медиа, арендной ставки, Google Earth (сравнение снимков территории с 2000 по 2022 гг.), Strava (данные о мобильности), топосъемка (подсчет фонарей, озеленения, камер видеонаблюдения).
«Мы начали прорабатывать методику пост-оценки городских проектов в рамках нашей совместной стажировки по российским городам, где мы изучали практики городского соучастия. Мы поняли, что конкретные эффекты реализации таких проектов слабо изучены, при том, что запрос на их выявление есть у совершенно разных акторов: от исследователей до муниципальных служащих. За последние 5 лет сильно выросло количество и качество проектов благоустройства общественных пространств. Выросло качество разрабатываемых концепций, перед разработкой проектов проводится комплексный анализ, а сценарные планы охватывают разные категории пользователей и сезоны. Но вся эта аналитическая работа проходит до непосредственного запуска пространства. А вопросы „как живет место после реализации проекта?", „как оно влияет на территорию вокруг?", „как пространством пользуются жители?" часто остаются вне фокуса. С помощью этой методики мы хотим найти ответы на эти вопросы, а также посмотреть чем отличаются проекты выполненные с применением партиципаторных подходов от проектов выполненных без них».
Исследование состоит из полевого и кабинетного анализа территории.
Роман Рудой

директор образовательных программ кафедры Глазычева Института общественных наук РАНХиГС
(до 2023 г.)
Исследование эффектов от проекта благоустройства в городе Янаул
В результате исследование состоит из пяти разделов. Такая структура перешла в универсальную методику оценки проектов благоустройства
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5
Оценка градостроительных эффектов: физическое влияние проекта благоустройства на преобразованное пространство, прилегающие территории и город в целом, оценка достижения генеральных целей и задач проекта.
Оценка социальных эффектов: влияние на посещаемость, портрет посетителя, сценарии использования территории, пользователи и интересанты, оценка изменений горожанами
Оценка экономических эффектов: анализ реализации синхронизируемых программ и анализ влияния проекта на местный бизнес и экономические показатели территории: стоимости аренды коммерческих и жилых помещений, стоимость обслуживания территории.
Оценка проектных решений: выполнение целей проекта и решения проблем, сохранения ценности пространства с точки зрения горожан, управляющей компании, авторов архитектурной концепции проекта и муниципалитета.
Оценка процесса вовлечения на основе опроса горожан, интервью участников проектных семинаров и выводов из интервью с авторами архитектурной концепции.
Исследование эффектов от проекта благоустройства в городе Янаул
В результате исследование состоит из пяти разделов. Такая структура перешла в универсальную методику оценки проектов благоустройства
Раздел 1
Оценка градостроительных эффектов: физическое влияние проекта благоустройства на преобразованное пространство, прилегающие территории и город в целом, оценка достижения генеральных целей и задач проекта.
Раздел 2
Оценка социальных эффектов: влияние на посещаемость, портрет посетителя, сценарии использования территории, пользователи и интересанты, оценка изменений горожанами.
Раздел 3
Оценка экономических эффектов: анализ реализации синхронизируемых программ и анализ влияния проекта на местный бизнес и экономические показатели территории: стоимости аренды коммерческих и жилых помещений, стоимость обслуживания территории.
Раздел 4
Оценка проектных решений: выполнение целей проекта и решения проблем, сохранения ценности пространства с точки зрения горожан, управляющей компании, авторов архитектурной концепции проекта и муниципалитета.
Раздел 5
Оценка процесса вовлечения на основе опроса горожан, интервью участников проектных семинаров и выводов из интервью с авторами архитектурной концепции.
Исследование эффектов
от проекта благоустройства
в городе Янаул
От исследования проекта в Янауле к разработке универсальной методики оценки
проектов благоустройства
Методика постоценки проектов благоустроства
При оценке проекта в Янауле и в процессе разработки методики специалисты Института развития городов Башкортостана выделили 3 типа эффектов проекта благоустройства: градостроительные, социальные, экономические.
Три типа эффектов разделены на 30 параметров.
Из них в универсальную методику специалисты включили 28 параметров, так как не все собранные данные о территории дают объективную картину
и подходят для оценки общественных пространств разных типов.
Наибольшее количество изменений претерпел перечень параметров экономических эффектов. Например, параметр кадастровой стоимости земельных участков не дает объективной картины и не отражает их реальную стоимость, поэтому в перечне остался только параметр рыночной стоимости объектов. Также из перечня параметров исключили уровень синхронизации и софинансирования, так как синхронизация и софинансирование не являются требованием для всех проектов благоустройства, а только для тех, которые реализуются благодаря победе в конкурсе малых городов.

В частности, набор параметров для парка и улицы будет отличаться. Для оценки каждого из параметров специалисты Института развития разработали инструменты сбора данных: формы для анкетирования, опроса, картирования, подсчета или замера. Также в методике указаны периоды уместности каждого инструмента для грамотного планирования исследования (далее — схема).
Синхронизация — это комплексное обновление инфраструктуры и согласование действий и документов различных ведомств при реализации национальных проектов и программ. Например, благоустройство с мероприятиями других программ: с ремонтом дорог. То есть создание условий, при которых финансирование ремонта дороги, заложенное в отраслевой программе, выделили одновременно с финансированием благоустройства.
Три типа эффектов разделены на 30 параметров. Из них в универсальную методику специалисты включили 24 параметра, так как не все собранные данные о территории дают объективную картину и подходят для оценки общественных пространств разных типов.
Наибольшее количество изменений претерпел перечень параметров экономических эффектов. Например, параметр кадастровой стоимости земельных участков не дает объективной картины и не отражает их реальную стоимость, поэтому в перечне остался только параметр рыночной стоимости объектов. Также из перечня параметров исключили уровень синхронизации и софинансирования, так как синхронизация и софинансирование не являются требованием для всех проектов благоустройства, а только для тех, которые реализуются благодаря победе в конкурсе малых городов.

В частности, набор параметров для парка и улицы будет отличаться. Для оценки каждого из параметров специалисты Института развития разработали инструменты сбора данных: формы для анкетирования, опроса, картирования, подсчета или замера. Также в методике указаны периоды уместности каждого инструмента для грамотного планирования исследования (далее — схема).
Синхронизация — это комплексное обновление инфраструктуры и согласование действий и документов различных ведомств при реализации национальных проектов и программ. Например, благоустройство с мероприятиями других программ: с ремонтом дорог. То есть создание условий, при которых финансирование ремонта дороги, заложенное в отраслевой программе, выделили одновременно с финансированием благоустройства.
«Пока мы писали универсальную методику, мы много спорили об инструментах, например: нужно ли при подсчете посещаемости пространства заодно фиксировать социальную группу и пол посетителя. С одной стороны, это слишком сложная задача для исследователя, фиксировать не только количество людей, но еще пол и возраст. Мы решили пойти в поле и проверить в одном из уфимских парков. Оказалось, что это не сложно и если исследователь ворон не считает, то вполне реально фиксировать дополнительные данные».
Социолог Института
Эльвина Хайбуллина
«История с составлением опросника для универсальной методички началась, когда мы поняли, что не все имеют возможность собрать данные о пространстве до реализации проекта благоустройства. Возник вопрос «и что делать? Если не учитывать этот факт, получается, что методика не универсальна». Пришлось составить несколько опросников для каждого временного промежутка, когда можно проводить постоценку».
Городской планировщик
Института
Эльмира Низамова
«Фиксирование пола посетителя подвергалось сомнениям, однако мы решили оставить этот параметр, чтобы потом можно было соразмерно рассчитать количество оборудования в туалете, потому что их количество рассчитывается по-разному для мужчин и женщин. Другая причина: изменение портрета пользователя парка после благоустройства. Если, к примеру, в парке стали гулять меньше женщин, о чем это говорит? В пространстве стало небезопасно? Или из-за благоустройства все сценарии использования исчезли? Есть над чем подумать».
Специалист по соучаствующему проектированию Института
«Предметом дискуссии стал вопрос: выделять ли собаководов в отдельную социальную группу при подсчете посетителей пространства. Замер включает разделение на пол и возраст, а «собаковод» не является характеристикой ни того ни другого, однако в парках и на набережных они частые посетители, поэтому логично считать эту группу отдельно. Аргумент, после которого мы решили внести в замер отдельную группу «собаковод»: решение о необходимости площадки для собак нужно принимать на основе спроса, а спрос можно подсчитать путем замера этой группы пользователей».
Архитектор-аналитик
Института
Линара Салихова

Что говорят о процессе разработки универсальной методики её авторы?
Дарья Ефремова

В будущем планируется тестирование универсальной методики в разных общественных пространствах и уточнение как оцениваемых эффектов, так и параметров. Разработанная методика — это живой инструмент, который будет совершенствоваться.

Существующие в мире практики оценки публичных пространств в основном фокусируются не на оценке влияния реализованных проектов на город, а на критериях, определяющих качество самого пространства. Например, одной из самых известных в мире методик является система 12 критериев качества городских общественных пространств, разработанная Яном Гейлом еще в 1986 году, рассматривающая общественное пространство с точки зрения пользователя. Критерии делятся на 3 группы: защита, комфорт, удовлетворенность. Другая известная система оценки качества общественных пространств разработана в рамках инициативы Project for public spaces, которая дает более иерархическую структуру оценки, где вначале определяются атрибуты качественного пространства, на их основе — нематериальные качества, далее — измерения этих качеств.

Существует большое количество различных методов и практик, которые позволяют оценить, насколько качественное перед вами пространство. Предложенная в этой статье методика позволяет всесторонне оценить как изменилось и повлияло на город пространство с точки зрения трех типов эффектов, и оценить качество проекта пользователями.

Универсальная методика применима по отношению к пространствам разного типа, масштаба, её можно использовать даже в случае отсутствия качественных данных до реализации проекта. Еще одним важным отличием этой методики является ее простота: каждый инструмент разработан так, чтобы с ним мог работать исследователь без специальной подготовки, что значительно расширяет возможность применения методики на местах, в том числе с привлечением волонтеров.
Соавторы полевого исследования: Кафедра Глазычева Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Партнеры исследования: Проектная группа 8, Администрация городского поселения г. Янаул,
ООО «Янаул благоустройство», ООО УК «Управдом», предприниматели, горожане.

Авторы стратегии развития общественных пространств в городе Янаул
Куратор: Ольга Сарапулова
Организатор: Институт развитиā городов Башкортостана
Экспертный совет: Глеб Витков, Екатерина Зарудая, Мария Сынкова, Дмитрий Смирнов, Надежда Снигирева, Наталья Тарсукова, Екатерина Андреева, Екатерина Кондрова, Лейсан Азнабаева, Григорий Соломин, Варвара Семина, Алена Хватова, Александ Жидров, Юлия Лысова, Ольга Москвина, Александр Старков, Ольга Хохлова, Алена Зайцева, Тимур Черкасов, Константин Бударин, Данил Мишин.
Соавторы: рабочая группа администрации Янаульского района.

Авторы заявки на Всероссийский конкурс МГИП, авторы архитектурной концепции:

Проектная группа 8+ZARF architects.
Авторы Универсальной методики постоценки проектов благоустройства:
АНО «Институт развития городов Башкортостана».

Исследование проекта благоустройства системы общественных пространств «Северные ворота Башкортостана» в городе Янаул