22 июля Институт развития городов и сел Башкортостана организовал лекцию арт-директора студии Артемия Лебедева Эркена Кагарова о городских правилах дизайна для специалистов муниципалитетов Башкирии и профессионального сообщества. Лекцию любой желающий может посмотреть на нашем Youtube-канале:
Также мы подготовили краткий конспект лекции в виде тезисов по темам.
Лекция "Городские правила дизайна". Тезисы
Вывески
В Москве есть несколько документов-правил оформления информационных стендов (вывесок), которые действительно работают. Поэтому для города необходим свод правил. В этом случае авторы правил: Москомархитектура и студия Лебедева.
Проблемы при создании вывесок:
⁃ невнимание к архитектуре;
⁃ избыточные вывески на ограниченной площади;
⁃ вывески из отдельных букв и знаков без подложки;
⁃ вывески на плоских подложках.
⁃ нет ограничений по размерам шрифтов для вывесок.
В Москве, к примеру, действует ограничение высоты букв на вывесках: 50 см.
У городов, которые начали 10 лет назад, сейчас все с дизайн-кодом хорошо. Главное начать с готовым сводом правил и сразу показать как это работает. В Москве введение дизайн-кода синхронизировали с программой «Моя улица» и ремонтом фасадов зданий, чтобы комплексно решить вопрос визуального шума.
Есть миф, что дизайн-код убивает малый бизнес; на самом деле он ему помогает. Главное — не усиливать визуальный шум. Расходы предпринимателей на создание вывесок по дизайн-коду дешевле: вместо конструкции можно использовать только буквы для названия.
Для Москвы нет цветового кода для вывесок, исключение — центральный телеграф (историческое здание).
Один из проектов студии Артемия Лебедева, где они работали с дизайн-кодом в малом городе, это Зарайск. Там установили правило: делать вывески только из натуральных материалов: дерево, металл, камень, стимулировали появление маркиз и перпендикулярных вывесок. Мотив: соответствовать контексту, поддерживать идентичность города.
Флаг — тоже инструмент городского дизайна для портовых, морских городов
Афиши
Кейс: правила размещения и оформления афиш для театров, концертных залов и т.д.
Инструмент: привязывать афиши (растяжки из ткани с прорезями) к архитектурным элементам (от 1 до 5).
Малые архитектурные формы
Правила использования уличной мебели
Пример со скамьями. В транзитных зонах (остановки транспорта) скамьи нужны без спинок, так как долго там не сидят, загазовано, просматриваемость без спинки лучше — безопасность; в таких зонах скамьи могут быть стандартными.
Для рекреационных зон нужны скамьи со спинками, могут быть уникального вида.
Пример с урнами. Урны должны быть высокими, так как аккуратно бросить мусор в низкую емкость на ходу сложнее. В низкие урны могут залезть животные. Тротуары часто обслуживать сложно, поэтому следует подбирать вместительные урны. У урны должно быть место, где можно потушить и выкинуть сигарету. Для урн важен внешний рельеф: он уменьшает случаи вандализма — сложно что-то нарисовать.
Соседство разномастной мебели: закупать МАФы (скамья, урна) следует совместно, чтобы они визуально сочетались.
Уличная мебель должна сочетаться с городской средой. Малые архитектурные формы быстро меняются: жизненный цикл маленький. Люди привыкли, что маленькие предметы всегда современные. Не надо стилизовать под старину МАФы. Современного вида МАФы подходят для любых пространств, а "под старину" — нет.
Цветовой код города
Типичная ошибка: выделять цвет вазы или кашпо для цветов. Ёмкость для цветов должна быть незаметной и не спорить с природными красками
Урны красить не нужно - они должны быть незаметными, нейтральных цветов (черный, серый).
Если забор разделяет тротуар и проезжую часть, он должен быть серым/металлик. Но когда забор отделяет деревья, его следует сделать чёрным, так как забор нейтрального цвета акцентирует внимание на зелени.
Не нужно красить бордюр, если этого не требуют ПДД.
Общий принцип цветового кода: чёрный, серый, белый (редкий). Яркие вещи могут быть в городе, но это не типовое решение, яркие элементы должны утверждаться архитекторами, дизайнерами, горожанами.
Городские указатели
Для муниципалитетов нужны инструкции по установке указателей и номеров домов рядом: понимание как их сочетать.
Единая пешеходная и адресная навигация — оптимальное решение, чтобы не создавать визуальный шум.
Для памятников архитектуры - напольная навигация, прямо под ногами. Удобно и без ущерба для архитектуры.
Временные инфостенды (о ремонте зданий, дорог и т.п.) с заботой и добротой к людям.
В России много денег уходит на подержание статус quo среды, но мало на создание самой среды. Пример: хорошая уборка территории, но без дизайн-кода создает ощущение визуального шума и неаккуратности, неубранности.
Правила для чистого города
Использовать легко очищающиеся поверхности — не должно быть плоских поверхностей.
Если нельзя избежать плоских поверхностей, у таких малых архитектурных форм должен быть рельеф.
Места, занятые чем-то полезным, люди не разрисовывают: стенды с историей района, расписанием. Кейс: в Перми остановки остались без обслуживания на 1,5 года. Сначала люди разрисовывали стекло, затем афишу, позже (через год) — расписание.
"Графические вандалы — не отморозки, они не разрисовывают занятые поверхности".
Белый цвет — это холст, лучше его не использовать для поверхностей, если вы хотите избежать вандализма.
Низко расположенные рекламные афиши защищают столбы от расклейки объявлений.
Банкомат нужно ставить вплотную к стене, чтобы избежать вандализма.
Реклама возможна, только если она приносит пользу городу.
Принципы грамотного городского дизайна:
- сдержанность: не бойтесь чёрного цвета;
- естественность;
- функциональность;
- учитывать контекст (среду);
- одно место — одна тема.