25 августа Институт развития городов и сел Башкортостана организовал стратегическую сессию по вопросам реализации национальных проектов в малых городах и исторических поселениях. Участниками стали 52 представителя субъектов и региональных центров компетенций, слушателями — около 150 человек.
Цель стратегической сессии — собрать предложения, касающиеся реализации национального проекта “Жилье и городская среда” и синхронизации с другими проектами и программами.
Участники могли выбрать наиболее интересную для себя тему: 1) управление общественными пространствами и монетизация, 2) мониторинг показателей качества городской среды, 3) сохранение и монетизация объектов культурного наследия, 4) архитектурный облик, дизайн-код и работа с предпринимателями, 5) организационно-правовые вопросы по реализации федеральной программы “Формирование комфортной городской среды”.
К собравшимся обратилась с вводным словом советник Главы Башкортостана по развитию общественных пространств Ольга Сарапулова. Модератор сессии, руководитель отдела стратегического планирования Института развития городов и сёл Башкортостана Александра Катасонова озвучила регламент и дала старт событию.
Работу в группах модерировали эксперты: зам.руководителя Дирекции общественных пространств Владивостока Лилия Гиззятова, руководитель проекта «Индекс качества городской среды» Кристина Шапотько, управляющий партнер компании “Новая земля” Григорий Соломин, руководитель Центра компетенций по развитию городской среды Курской области Ксения Деева, начальник отдела организационного обеспечения формирования комфортной городской среды Комитета по ЖКХ Ленинградской области Марина Григоренко.
В течение 1,5 часов в формате мозгового штурма при поддержке экспертов участники сформулировали проблемы, образ будущего (как должно быть) и подумали над решениями. За короткое время они познакомились, поняли какие проблемы системные, а какие уже остались в прошлом для других регионов.
Тезисы, сформулированные в пяти группах, можно увидеть ниже.
После анализа предложений мы пришли к выводу, что предлагаемые по итогам стратегической сессии решения обозначили развилку сценариев городского развития. Это следующие варианты:
А) продолжение централизации управления городским развитием, в этом сценарии развитие компетенций также становится централизованной задачей;
Б) повышение самостоятельности муниципалитетов с передачей большего перечня полномочий и перераспределением ресурсов, а также с дальнейшим развитием конкурентного рынка услуг.
Ольга Сарапулова:
“Все предложения наших коллег в большей или меньшей степени соответствуют каждому из сценариев. Однако сложно реализуемы вместе. Мы продолжим профессиональную дискуссию в серии диалогов Urban Sapiens - Город разумный”.
Итоги стратегической сессии каждая группа сформулировала в следующих тезисах.
Тема: “Управление общественными пространствами”
Предлагаемые решения:
- включить в критерии конкурса готовность региона содержать объект с указанием расчета, так как в регион уходит много налогов;
- пересмотреть налоговое законодательство (оставить 50 % НДФЛ в МО);
- зарезервировать сумму на содержание из грантов, которые получают муниципалитеты;
- вносить в контракт подрядчиков обслуживание, в течение ограниченного времени;
- считать ТЭР И ФЭР сверху (по аналогии с расчетами на благоустройства);
- документ с регламентацией необходимого бюджета на содержание и развитие общественного пространства;
- единая дирекция парков с компетенциями в управлении территориями и с муниципальным бюджетом (областным), с возможностью зарабатывать;
- между проектами и региональными центрами компетенций должна быть связь;
- развивать компетенции менеджеров общественных пространств;
- регион должен быть ответственным за содержание общественных пространств;
- нужна согласованность Минстроя и РЦК по управлению общественными пространствами;
- заключать контракт с подрядчиком проекта с условием, что он будет обслуживать территорию.
Тема “Индекс качества городской среды”
Предлагаемые решения
- необходимо распоряжение Правительства о создании команды по Индексу (по всем 36 индикаторам);
- коммуникация с федеральными органами исполнительной власти (МВД, Росстат, Роспотребнадзор, Минкульт);
- дорожная карта с контрольными точками для ответственных ведомств (временные рамки, управление, обратная связь).
Тема “Развитие и монетизация культурного наследия”
Предлагаемые решения
- федеральный орган, например на базе АУИПИК, который структурирует опыт регионов;
- инвестиционно непривлекательным объектам культурного наследия придать социальные и культурные функции;
- разработка механизма социальной нагрузки для крупного инвестиционного проекта (девелопера);
- инвестиционные паспорты с определением предмета охраны и сметной стоимости реставрации;
- субсидирование процентной ставки кредита для бизнеса с дифференциацией;
- внесение изменение в постановление Правительство РФ № 141 “О льготных кредитах” (подпункт “А” пункта 3);
- заменить импортные товары на отечественные.
Тема “Архитектурный облик, дизайн-код и работа с предпринимателями”
Предлагаемые решения
- выстраивание работы с прокуратурой на начальных этапах создания дизайн-кода;
- создание органа регулирования дизайн-кода;
- заказчиком для создания дизайн-кода должен быть РЦК по вопросам городской среды;
- образовательные программы для предпринимателей по внедрению дизайн-кода;
- отмена механизма согласования вывесок для предпринимателей;
- реальные сроки для переходного периода;
- увеличение штрафов за несоблюдение дизайн-кода;
- финансовая поддержка предпринимателей;
- создание федерального конкурса с грантами на внедрение дизайн-кода.
Тема “Организационно-правовые основы национальных проектов”
Предлагаемые решения
- изменение сроков голосования - выбора объектов, благоустраиваемых по программе ФКГС в паспорте федерального проекта, голосование: январь-февраль, методические пособия с понятным алгоритмом по срокам и процессу работы
- рейтинговое голосование: дополнение информации по стоимости проекта и функционалу на платформе для голосования
- стратегия развития: разработка открытых стратегий с возможностью внесения изменений: интерактивная карта-схема развития города, которая будет корректироваться в зависимости от результатов ежегодного голосования.
- проектно-сметная документация: закладывать в сметы индекс-дефлятор для учета роста цен.
Все перечисленные рекомендации Институт развития городов и сел Башкортостана передаст в Минстрой России и Правительство РФ.