Напомним, к 2030 году в России должно появиться не менее 25 университетских кампусов мирового уровня. В 7 пилотных городах планируется создание кампусов с применением инструментов государственно-частного партнерства. В 2021 году для подобного проекта межвузовского кампуса Евразийского НОЦ в Уфе Институт развития городов Башкортостана совместно с Высшей школой урбанистики НИУ ВШЭ провели исследование и столкнулись с вопросами, которые были предложены для обсуждения.
Как выстраивать взаимоотношения кампуса и города, какие факторы необходимо учитывать при выборе местоположения и в процессе формирования среды кампуса, как минимизировать инвестиционные и инфраструктурные риски — эти тезисы обсудили эксперты КБ Стрелка Михаил Алексеевский, Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Лариса Баранова, “Проектной группы 8” Надежда Снигирева, Московского центра урбанистики “Город” Алексей Расходчиков, АНО “Институт развития городов и сел Башкортостана” Ольга Сарапулова.
Модерировала сессию сооснователь АНО “Институт развития городов и сел Башкортостана”, городской планировщик Александра Катасонова.
Выводы кейс-сессии:
- Кампус — это не только строительство инфраструктуры, развитие материально-технической базы, но и донастройка существующих процессов взаимодействия, которые должны работать так же современно, как и среда для них.
- Не всегда очевиден выбор размещения кампуса. С одной стороны университет может получить преимущество, присоединяясь к уже существующей инфраструктуре, но может и сам стать драйвером территории, которая сейчас современной инфраструктурой не обеспечена. Ключевое — наличие soft составляющих, качественных социальных связей. Это неотъемлемая часть, о которой говорят сами студенты.
- Создание кампусов мирового уровня — не только вопрос федерального бюджета, который выделяют на строительство, также это вопрос организации бизнес-процессов, управления, открытия университетов для инвесторов и отладка коммуникации внутри институций.
«Какие еще проекты могли бы опираться на рекомендации, перечисленные выше?»
Надежда Снигирева: “Проблема коммуникации есть во всех проектах, где действуют более трех человек, например, школы, общественные пространства — управление. Это вопрос культуры взаимодействия, с которым нужно отдельно работать”.
Алексей Расходчиков : “Тема город и университет шире, у нас начинают умирать города без университетов. Как только закрываются вузы, города начинают вымирать также как и деревни. Города, где есть приток студентов, будут жить”.
Михаил Алексеевский: “Есть замечательный опыт итальянской системы образования, где, чтобы спасать старые небольшие исторические города, открывали университеты. Например, город Бергамо, где открылся университет и удивительные средневековые улочки наполнились жизнью и веселыми, счастливыми людьми. У нас пока действует принцип “чем больше город - тем больше туда нужно напихать университетов”. Возможно, это не единственный подход, если мы говорим о комплексном развитии городских территорий в России”.
Лариса Баранова: “Университет, открытый городу - это то, чего очень не хватает, по моему опыту, в Москве. Потому что, чтобы попасть в вуз, даже будучи студентом, не дай бог ты забудешь пропуск - пиши пропало. Есть и альтернатива. Например, в кампусе Венского экономического университета, с одной стороны, ты находишься в общественном пространстве, с другой — есть возможность перекусить. И все это работает в первую очередь для студентов. Но тебе как туристу, не только горожанину, это доступно: лекции, библиотека. В России университет как третье место пока сталкивается с вопросами безопасности и остается закрытым”.
Резюме дискуссии
Университет — это не здание и даже уже не столько институция, а драйвер развития, который может двигать и экономику, и поддерживать демографию в городе. Но для этого нужно, чтобы была включенность других агентов, усиливающих его инфраструктуру, и возможность пустить к себе не только прямых пользователей (студентов, преподавателей), а в целом горожан.
Запись дискуссии можно посмотреть на YouTube-канале Института развития городов Башкортостана.