Комфортная городская среда складывается не только из общественных пространств (парков, скверов, улиц и набережных). Городская среда - это и здания с их обликом и функциями, и пространство между ними, и климат, и градостроительные решения, которые определяют эту самую среду. И сегодня решение этих вопросов уже невозможно силами только государства и частного бизнеса. Для достижения масштабных целей необходимо вовлечение граждан, их творческих идей. Ведь граждане, как и органы публичной власти и частные компании, обладают собственными ресурсами (творческими, интеллектуальными, финансовыми и т.д).
Крупные планы городского развития вызывают все более широкую общественную дискуссию, а порой конфликты и сопротивление. Причины этому — запоздалое вовлечение общественности, низкий уровень и качество коммуникации между органами публичной власти, девелоперами и гражданами. Как следствие – рассинхронизация планов и действий, принятие необоснованных или неоптимальных решений. Граждане всё чаще хотят принимать участие в принятии решений о городском развитии, особенно, если речь идёт о районе, в котором они живут.
Эта тенденция характерна не только для России, уже более 50 лет она заметна в западных странах, где за это время сложилась культура партисипации - добровольного прямого участия граждан в решении вопросов местного самоуправления. И сегодня мы может учиться на их опыте.
Так, в Германии право граждан на раннее участие в обсуждении вопросов городского развития закреплено на как приоритет в Национальной политике городского развития. И прописано в Федеральном Строительном Коде. То есть, в отличие от России, в Германии принято обсуждать проекты не на финальной стадии разработки, а ещё до того, как какие-либо решения закреплены в проекте. И если в России сегодня подобная практика развита при разработке проектов благоустройства, то в Германии активно обсуждаются и градостроительные проекты.
Александра изучала немецкую практику и рассказала о том, что ещё из опыта Германии может быть полезно в России:
1.Интегрированные концепции развития - это неформальный документ, на основе которого формируется единый план действий для разных городских ведомств, муниципальных и частных организаций. На основании таких концепций органы местного самоуправления могут получить гранты на городское развитие и профинансировать сразу комплекс взаимосвязанных мероприятий. Мы в Институте сейчас используем похожую практику при подготовке заявок на Всероссийский конкурс лучших проектов формирования комфортной городской среды (проекты-победители уже реализованы в 6 городах республики).
2.Гранты на пилотные проекты, инициированные объединениями граждан и частными организациями. Такие гранты выдаются из федерального бюджета проектам по приоритетным направлениям развития. Лучшие проекты отбираются в библиотеку практик и масштабируются по всей стране.
3.Структуры квартального менеджмента - частные организации, которые наделяются полномочиями и становятся связующим звеном между городской администрацией и жителями конкретного локального района. Районы, где размещается квартальный, не административные, и гораздо меньше по размеру. Их границы определяются по итогам анализа социально-экономических показателей (уровень безработицы, детской бедности и т.п.). Задача квартального менеджмента - сплотить жителей на этой территории, объединить их с местными учреждениями и организациями и помочь сформулировать проекты, которые позволят улучшить район. На реализацию таких проектов выделяются микро гранты из местного бюджета. Специальный соседский совет выбирает какие из предложенных проектов наиболее приоритетны.