Новости ИРГБ

Как уфимские эксперты помогают подросткам "говорить" с городской средой

Институт развития городов Башкортостана провёл круглый стол "Вовлечение молодёжи в развитие территорий" для экспертов 12 апреля на Весеннем форуме ЖКХ и строительства в Уфе.
Встреча в Уфе — это продолжение разговора о том, как важно для молодых горожан и самой городской среды правильно определять и учитывать потребности детей, подростков и молодёжи при проектировании общественных пространств (и в целом всей ткани города).

Для Института, как центра компетенций и консолидатора экспертного сообщества, важно анализировать, транслировать и обсуждать накопленный с 2019 года опыт работы в регионе. В начале года мы уже втречались с архитектором бюро "Дружба" Анной Герасимовой (авторы нешаблонных детских пространств в Москве, созданные с вовлечением детей) на площадке Международной выставки-форума «Россия».

Напомним тезисы лектория, а полная запись есть на нашем YouTube-канале:
Примерно 25% населения — это дети и подростки, и они имеют то же право, что и взрослые, на пространство, в котором они живут.
В коммуникацию с подростками нужно включать “передатчиков” — лидеров сообществ или “знакомых взрослых”, которые уже вхожи в сообщества подростков.
Ребёнок не перестаёт быть ребёнком, покидая эти места, поэтому вся городская ткань должна говорить с ребенком.
На уфимский круглый стол мы пригласили специалистов, имеющих многолетний опыт работы как с подростками, так и с городом, и в своей сегодняшней работе соединяющих эти компетенции:
  • Юлию Сегаль, руководителя творческой архитектурно-технической школы «КУБУС» УГНТУ;
  • Дарью Фролову, архитектора-преподавателя, художника, арт-терапевта, куратора и ведущей образовательных программ для детей и подростков.
Наш опыт вовлечения представила Эльмира Низамова, руководитель отдела стратегического планирования Института развития.

Подобная втреча в регионе проходит впервые, задачи для себя мы выделили такие:
1) познакомиться с опытом специалистов;
2) вместе подумать над вектором развития диалога "ребенок — город" в Уфе и других городах Башкортостана;
3) обратить внимание людей, принимающих решения о развитии территорий, на тему вовлечения молодёжи в проекты благоустройства.
Архитектор, преподаватель и эксперт в области дополнительного образования Юлия Сегаль рассказала о методах работы с детьми и подростками на примере архитектурной школы «КУБУС».
Архитектурно-техническая школа «КУБУС» существует с 2015 года. Занимается начальным архитектурным образованием детей и подростков, профориентационной работой с подростками по профессии «Архитектор», подготовкой к поступлению в архитектурные вузы и колледжи, подготовкой учащихся к профессиональным олимпиадам, чемпионатам и т.п.
Юлия Борисовна рассказала о методиках работы с подростками, связанных с эстетической и функциональной организацией окружающей искусственной среды, и напомнила, что именно они будут создавать среду в будущем.

У школы большой опыт работы с подростками через паблик-арт. Паблик-арт – искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с городским пространством.

Для чего подростков необходимо привлекать к паблик-арту:
  • привлечь внимание к проблемам города с точки зрения подростка;
  • повысить качество городской среды в соответствии с запросами подростков;
  • выявить визуальный бренд места;
  • привлечение туристического потока детей и подростков.

Вот примеры реализации проектов в среде через паблик-арт — инсталляции или перформансы:
Чишминский район, перформанс "Птицы"
Перформанс в Бирске
Архдача в Арском Камне
Архитектор-преподаватель, фотограф, художник, арт-терапевт, куратор и ведущая образовательных программ для детей и взрослых Дарья Фролова говорила о междисциплинарном подходе к городским практикам и детскому архитектурному творчеству.

Сама пройдя путь от ученицы художественной школы до исследователя, преподавателя и практика в творческой работе, имея опыт более 10 лет работы с детьми и подростками, Дарья выделила три этапа детского архитектурного творчества, которые работают в диалоге "ребенок – город":
  • создание рисунков, макетов, эскизов,
  • строительство временного арт-объекта, паблик-арт,
  • непосредственное участие в проекте благоустройства с архитекторами.
Важная задача, которая помогает воспитывать любовь к родному краю и развивать гражданскую активность — это чувство причастности к городу.
Дарья Фролова применяет междисциплинарный подход в творчестве и обучении — метод, при котором творческие задачи решаются с использованием знаний и методов из разных дисциплин. Он позволяет объединить различные области, такие как искусство, науку, технологии. Цель междисциплинарного подхода в обучении — поощрение любознательности ребенка и развитие его исследовательской активности.
В качестве эксперта-преподавателя Дарья Фролова работала с подростками на первых этапах исследования Дёмского района и Дёмского парка в Уфе (авторский творческий интенсив "Диалоги с городом" в рамках проекта "Про районы"). На интенсиве дети слушали лекции об истории города, искусстве фотографии, делали макеты и ментальные карты района, ходили на фотопрогулки. Итогом стала выставка фотографий, сделанных школьниками в разных местах Дёмы, которая в дальнейшем помогла архитекторам найти важные смыслы и идеи для преобразования общественного пространства — районного парка.
Ментальная карта. Дёмский парк
Фотовыставка проекта "Диалоги с городом" - "Про районы"
В заключении Эльмира Низамова, руководитель отдела стратегического планирования Института развития, отметила важную роль молодёжи в развитии территорий на примере Башкортостана.
Для чего мы вовлекаем детей и подростков в проекты благоустройства:
  • определение запросов в рамках конкретного проекта,
  • совместное исследование места и "формирование горожанина",
  • совместная активация готового общественного пространства.

Показываем, как выглядят уже реализованные общественные пространства с привлечением детей, подростков и молодёжи в городах Башкортостана:
Дюртюли. Город открой
Сибай. Терра Зауралье
Агидель. Волны Агидели
Белебей. Тюремный замок
Бирск. Новый центр
Белорецк. Шагни за горизонт
Межгорье. Раскрывая горизонты
Мелеуз. Берёзовый тракт
Мы познакомились с экспертами и рабочими методиками диалога с молодёжью, договорились о дальнейшем сотрудничестве и совместноми продвижении актуальной темы вовлечения молодёжи в развитие территорий в Башкортостане.