Блог

Что такое плейсмейкинг?


Что такое плейсмейкинг?

Плейсмейкинг от английского placemaking – дословно, создание мест. В русском языке нет подходящего аналога для этого емкого слова, поэтому устоялся термин-заимствование.



Плейсмейкинг – это одновременно всеобъемлющая идея и практический подход к улучшению района, города, региона, имеющая в своей основе видение людей, живущих в том или ином месте, на то, как это место должно использоваться, развиваться и становиться в итоге успешным общественным пространством. 

Усиливая связь между людьми и местами, которые они используют сообща, плейсмейкинг является совместным процессом, позволяющим максимально увеличить общую ценность. Это не просто улучшение городского дизайна, плейсмейкинг стимулирует креативное использование пространства, уделяя особенное внимание физической, культурной и социальной идентичности, которые определяют место и поддерживают его дальнейшую эволюцию.

В центре плейсмейкинга находится общественное участие, весь процесс опирается на местные возможности, видение и источники вдохновения и результатом такой работы становится качественное общественное пространство, которые вносит положительный вклад в здоровье, благополучие и счастливую жизнь местных жителей.

Когда общественная организация Project for Public Spaces опрашивала людей о том, что плейсмейкинг означает для них, они обнаружили, что это важный и очень ценный процесс для тех, кто чувствует сильную и глубокую связь с тем или иным местом. 
Плейсмейкинг показывает людям, насколько сильным может быть их общее видение. Он помогает им переосмыслить привычные места, увидеть потенциал парка, делового центра, береговой линии, площади, целого квартала или одной улицы, рынка, кампуса или общественного здания.

Плейсмейкинг начинается с малого
Идея плейсмейкинга не нова, и хотя сам термин начал использоваться середине 1990-х, чтобы описать подход Project for Public Spaces, некоторые наработки начались еще в 60-х, когда стоявшие у истоков этой организации Джейн Джейкобс и Уильям Уайт представили свои сногсшибательные идеи по проектированию городов для людей, а не для машин и торговых центров. 

Их работа была сосредоточена на социальной и культурной важности местных сообществ и приветливых общественных пространств. Джейкобс воодушевляла горожан посмотреть на привычные улицы по-новому, используя ставшую впоследствии известной теорию «глаза, устремленные на улицу». А Уайт выделял ключевые элементы для создания оживленной социальной жизни в общественных местах. Применяя мудрость и опыт этих пионеров урбанизма, начиная с 1975 года Project for Public Spaces постепенно применяли подход плейсмейкинга.

Глядя на свой опыт работы с более чем 3000 сообществ в 50 штатах США и 43 трех странах они продолжает показывать своим примером, что совместный общественный подход является самым эффективным при создании и обновлении общественных пространств.

Для них плейсмейкинг одновременно является и процессом, и философией. Он сконцентрирован на наблюдении, слушании, задавании вопросов людям, которые живут, работают и играют в определенных местах, чтобы понять их нужды и потребности в этом месте и в их сообществе в целом. С этим знанием, плейсмейкеры собираются вместе, чтобы создать общее видение для этого места. Видение может быстро перерасти в стратегию реализации, с малых дел тактического урбанизма, которые дают быстрые результаты и улучшают жизнь самого пространства и людей, которые его используют.

Когда ты фокусируешься на месте, ты все делаешь по-другому
К сожалению, закостенелые процессы планирования пространства, принятые в 20 веке стали институционализированы и заинтересованные сообщества редко имеют возможность высказать свои собственные идеи и чаяния о местах, в которых они живут. Плейсмейкинг может разрушить этот замкнутый круг, демонстрируя планировщикам, дизайнерам и инженерам широкую ценность выхода за рамки узких рамок их собственных профессий, дисциплин, программ. 

Опыт показал, что когда девелоперы и планировщики приветствуют этот вид участия широких масс, они сами же избавляются от кучи поводов для головной боли. Обычные проблемы наподобие улиц с доминированием машин, неиспользуемых парков и изолированных и неэффективных проектов развития можно решить или вообще избежать, применяя модель плейсмейкинга, которая рассматривает место с точки зрения целостности, а не отдельных его частей.

Ключевые принципы плейсмейкинга

Принцип подхода плейсмейкинга Project for public spaces может стать трамплином для ревитализации сообществ. 
Основываясь на своем 40-летнем опыте PPS сформулировали 11 принципов плейсмейкинга, чтобы помочь сообществам 
  • объединять различные мнения в единое видение
  • преобразовать это видение в план и программу использования
  • обеспечить устойчивую реализацию этого плана
Превращение единого видения в реальность - в действительно прекрасное место - означает иметь терпение для совершения маленьких шагов, внимательного выслушивания всех заинтересованных сторон и наблюдения за тем, какие инструменты работают в той или иной ситуации. 

Наряду с общественным вкладом, при процессе плейсмейкинга важно взаимное понимание путей, с помощью которых действительно работающие пространства формируют новые общественные связи и приносят пользу всем заинтересованным сторонам сразу. 11 принципов и другие инструменты, разработанные PPS, помогли горожанам внести огромные изменения в свои сообщества - изменения, которые оказались намного шире, чем кто-либо мог ожидать в начале. 

От теории к практике: плейсмейкинг как международное движение
Плейсмейкинг находится в центре работы и миссии Project for Public Spaces, но не является торговой маркой или собственностью этой организации. Он принадлежит каждому, кто мечтает создавать прекрасные пространства и кто понимает, как сильно ощущение места может повлиять на психическое, социальное, эмоциональное и экологическое здоровье отдельных людей и сообществ в любой точке мира. Этот процесс требует большой отдачи и лидерских качеств, а также участия на каждом этапе и уровне развития. При этом лидеры не знают ответов на все вопросы и не обладают знаниями в каждой области, но сподвигают всех участников на совместное творчество и эксперименты, которые в итоге могут привести к гораздо большим результатам, чем планировалось заранее. 

Сегодня термин плейсмейкинг используется в разных ситуациях - не только горожанами и организациями, занимающимися улучшением местного сообщества, но также и планировщиками и девелоперами, которые используют его, чтобы акцентировать внимание на подлинности и качестве процесса, даже если их проекты не всегда соответствуют этим обещаниям.

Но использование  термина «плейсмейкинг» применительно к процессу, который на самом деле не связан с участием общественности, снижает его потенциальную ценность. Создание пространства  - это не то же самое, что строительство здания, проектирование площади или разработка плана коммерческой зоны. По мере того, как в плейсмейкинг становится вовлечено множество сообществ и все больше профессионалов начинают называть свою работу плейсмейкингом, важно сохрнаять значение и целостность этого понятия. 

Важно помнить, что хорошее общественное пространство нельзя измерить только физическими характеристиками, оно должно служить людям, как общественный ресурс, в котором функция всегда превалирует над формой. Когда люди всех возрастов, физических возможностей и с любым социально-экономическим положением могут не только попасть в пространство и находиться в нем, но еще и играют ключевую роль в его создании, идентичности и поддержании, вот тогда это гениальный плейсмейкинг в действии.

Плейсмейкинг уделяет большое внимание тысяче способов, в которых физические, социальные, экологические, культурные и даже духовные качества пространства тесно взаимосвязаны, и всего его последователи вдохновляются дальновидными создателями пространств, которые работали над продвижением этого видения на протяжении поколений

Плейсмейкинг принадлежит каждому: его посыл и миссия больше, чем один человек и организация. Как основополагающая организация Project for Public Spaces  продолжает быть приверженцами поддержки движения, развития сети и обмену опытом и ресурсами с плейсмейкерами и союзниками во всем мире.

ПЛЕЙСМЕЙКИНГ - ЭТО ПРО

  • управляющие сообщества
  • функцию прежде формы
  • адаптивность
  • инклюзивность
  • фокус на создании направлений
  • соответствие контексту
  • динамичность
  • междисциплинарность
  • трансформацию
  • гибкость
  • сотрудничество
  • социум


ПЛЕЙСМЕЙКИНГ - ЭТО НЕ ПРО

  • подход сверху вниз
  • реакционность 
  • подход от дизайна
  • поверхностные решения
  • эксклюзивность
  • ориентированность на машины
  • один размер для всего
  • статичность
  • ориентированность на дисциплину
  • одномерность
  • зависимость от регулирующего контроля
  • анализ затрат и выгод
  • ориентированность на проект