Пространственное и социокультурное
исследование для межвузовского
кампуса в Уфе
Универ.
Перезагрузка:
как кампус в Уфе переехал
с окраины в центр
Введение
Пространственная структура Уфы
1
В результате административных преобразований сегодня Уфа имеет пространственную структуру, которая отличается значительной протяженностью с севера на юг. В городе сформировались два практически независимых городских центра — на севере (промышленный центр) и на юге (исторический центр). Расстояние между центрами можно выразить минимум в 40 минутах езды на маршрутке не в час-пик.

Исторический центр города отличается большей насыщенностью объектов культуры и досуга, общественного питания, в то же время северный центр в полной мере обеспечен инфраструктурой, реализующей базовые бытовые услуги. Таким образом, проживая на севере города, можно совершать лишь эпизодические поездки в центр, в случае, если необходимо получить уникальную услугу. Например, хочется сходить в театр или музей. Университет также можно отнести к группе объектов с уникальной функцией.
Университеты в составе в Евразийского НОЦ
2
Вузы Евразийского НОЦ на 2021 год.
Социокультурное исследование
Института развития городов и сел Башкортостана

БГАУ


Башкирский государственный аграрный университет
БГМУ


Башкирский государственный медицинский университет
БГПУ


Башкирский государственный медицинский университет
БашГУ


Башкирский государственный университет
УГНТУ


Уфимский государственный нефтяной технический университет
УГАТУ


Уфимский государственный авиационный технический университет
Вузы Евразийского НОЦ на 2021 год.
Социокультурное исследование
Института развития городов и сел Башкортостана

БГАУ


Башкирский государственный аграрный университет
БГМУ


Башкирский государственный медицинский университет
БГПУ


Башкирский государственный медицинский университет
БашГУ


Башкирский государственный университет
УГНТУ


Уфимский государственный нефтяной технический университет
УГАТУ


Уфимский государственный авиационный технический университет
67000
студентов с российским гражданством
3000
иностранных студентов
4000
человек профессорско-преподавательского состава
9000
сотрудников

Во время офлайн-встреч участникам
задавали вопросы:
Ответы резюмировали в тезисы
о месте, где рождаются инновации.
Запросы студентов и преподавателей пересекаются во мнении о необходимости использования результатов научных исследований в практике, они указывают этот пункт как один из самых важных в мотивации: видеть, как идеи работают и приносят пользу, побуждает продолжать исследования. Также совпадает взгляд на востребованность стажировок и мастер-классов, обмена опытом с зарубежными коллегами.
Университет и город
3
Финальным этапом социологического исследования стала встреча со всеми заинтересованными в создании кампуса стейкхолдерами: представителями шести вузов, ученых, Евразийского НОЦ, экспертами Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, архитекторами с целью найти точки соприкосновения университета и города.

Главный вывод круглого стола — запрос от студентов и преподавателей, менеджеров университетов на организацию системного сотрудничества между вузами и компаниями, которые могут стать практической базой для студентов, ученых и местом трудоустройства. Подробнее о специализации университетов — далее.
Вузы, входящие в состав Евразийского НОЦ —
это 6 университетов федерального уровня.

Вместе эти университеты охватывают
8 из 9 отраслей наук: математика и естественные науки, инженерное дело и технические, медицинские, сельскохозяйственные, науки об обществе, педагогические, гуманитарные, искусство и культуру.
Исключение — «Оборона и безопасность государства, военные науки». То есть вузы Уфы охватывают практически все отрасли.
«‎С точки зрения влияния кампуса на город, есть важное направление: третья миссия университета — вклад в развития общества. Наука не может существовать в отрыве от города, и университет является одним из ключевых агентов его развития. Молодежь, студенты — это творческая энергия, поэтому расположение кампуса в центре города, открытое для горожан положение может иметь социальных эффект и прикладной характер. Например, проведение лекций, экспозиций, выставок для горожан позволяет реализовать третью миссию вуза».

Ольга Сарапулова
Городской планировщик, куратор исследования
Анализ существующего положения вузов Уфы
4
Оценка дисперсности (разбросанности по городу) университетов,
включая общежития. Ключевые выводы
6 вузов Уфы + исследовательский центр РАН: более 950 тыс. кв. м недвижимости на 188 га
Основные корпуса трех из шести вузов концентрируются
в историческом центре города, где самый высокий показатель плотности
и разнообразия распределения услуг.
Учебные корпуса и общежития БашГУ, БГПУ и БГМУ концентрируются
в южной (центральной) части города. Основные площади БГАУ расположены на некотором отдалении от центра, рядом со сквером
50-летия Победы. Студенческий городок УГНТУ сформировался
в северной части Уфы, но имеет корпуса и в других частях города.

Функциональная насыщенность и разнообразие окружения кампусов университета в городе предполагает, что студенты и сотрудники университетов используют городскую инфраструктуру непрерывно, тесно связаны с культурными учреждениями и сервисами в ней.

Студенты могут сочетать учебу и элементы городской жизни,
а пространство вокруг университета может играть важную роль
для взаимодействия и неформального общения между студентами
и преподавателями. Университет и сам может формировать среду
для социальной и культурной жизни не только студентов, но и местных жителей: открытые лекции, концерты, университетские библиотеки могут способствовать укреплению местного сообщества.
Дисперсность (разбросанность) университетских корпусов в городе
Степень компактности расположения корпусов вузов
влияет на внутриуниверситетские связи между разными направлениями.
Кампусы БГПУ и БГАУ наиболее компактны, среднее расстояние между их корпусами не превышает двух километров. Кампусы УГНТУ, БашГУ можно отнести в дисперсному типу, так как их здания находятся
в разных частях города.

Территориальная рассредоточенность корпусов университетов оказывает влияние как на логистические издержки (время, затраченное на передвижение от общежития до учебы, между корпусами),
так и на межфакультетские связи, которые значительно ослабевают на расстоянии. Компактность расположения помогает сократить время, а также укрепить внутриуниверситетские связи между разными направлениями.
Дисперсность (разбросанность) общежитий относительно корпусов вузов в городе
Расположение общежитий
и количество мест
в них —
две ключевые проблемы, с которыми сталкиваются вузы.
Общежития — один из важных элементов университетского кампуса.
Их расположение относительно учебных корпусов и обеспеченность всех нуждающихся студентов местами — две ключевые проблемы,
с которыми сталкиваются ВУЗы. В Уфе наиболее компактным расположением общежитий обладает УГАТУ — все объекты расположены на одной территории; время в пути от общежитий
до остальных учебных корпусов не превышает 20 минут
на общественном транспорте.

Предположительно, существует потенциал для обмена общежитиями между вузами с целью перераспределения мест между университетами в зависимости от потребностей и для сокращения времени на дорогу до учебных корпусов. Уменьшение временных издержек на дорогу приведет к высвобождению времени, которое может быть использовано для учебы, науки или социальной деятельности.
Стратегии пространственного развития кампуса
5
При выборе локации для размещения новых кампусов можно отталкиваться от потребностей пользователей, рассмотренных выше, и от трех основных сценариев пространственного развития:
Строительство единого кампуса
на новой территории
Уплотнение и развитие застроенных территорий университетов
Развитие кампуса на площадках
в ближайшей доступности
к университетам
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
Предполагает создание кампуса с нуля —
в таких случаях, как правило, речь идет
о периферии города. Этот подход оправдан, если у города нет земли в рамках сложившейся застройки или необходимые
в кампусе функции требуют специфических условий (например, оборудование
для лабораторий естественных наук, которое не терпит вибраций от железнодорожных путей). Сложность в реализации такого сценария в больших затратах
на транспортную, инженерную
и коммунальную инфраструктуру,
на геологическую подготовку территории
и подготовку градостроительной документации. Проблематично соблюсти интересы пользователей кампуса, которые будут вынуждены тратить время на дорогу
и привыкли к близости культурного центра Уфы.
ДРУГИЕ ДВА ВАРИАНТА
Подразумевают работу со сложившейся городской застройкой и земельными ресурсами университетов. Это позволяет использовать потенциал свободных
от застройки участков или не заполненных функциями зданий через выбор для них наиболее эффективного способа использования (принцип best use).
В перспективе активизация соседствующих с университетами территорий может запустить взаимодействие между различными сообществами.
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

Предполагает создание кампуса с нуля —
в таких случаях, как правило, речь идет
о периферии города. Этот подход оправдан, если у города нет земли в рамках сложившейся застройки или необходимые в кампусе функции требуют специфических условий (например, оборудование
для лабораторий естественных наук, которое не терпит вибраций от железнодорожных путей). Сложность в реализации такого сценария в больших затратах на транспортную, инженерную
и коммунальную инфраструктуру,
на геологическую подготовку территории
и подготовку градостроительной документации. Проблематично соблюсти интересы пользователей кампуса, которые будут вынуждены тратить время на дорогу и привыкли к близости культурного центра Уфы.

ДРУГИЕ ДВА ВАРИАНТА

Подразумевают работу со сложившейся городской застройкой
и земельными ресурсами университетов. Это позволяет использовать потенциал свободных
от застройки участков или не заполненных функциями зданий
через выбор для них наиболее эффективного способа использования (принцип best use).
В перспективе активизация соседствующих с университетами территорий может запустить взаимодействие между различными сообществами.

При анализе сценариев мы опирались на данные о внешних характеристиках среды, существующем состоянии и резервах университетского кампуса, оценивали финансовые затраты. Систематизация этой информации выполнялась на основе анализа затрат и выгод сценариев (cost-benefit analysis). Этот подход помогает принять решение о приоритезации проектов за счет сравнения показателей по одинаковому набору параметров.
«‎Сегодня многие города видят в развитии университетских кампусов возможности конкурировать за человеческий капитал. Как и в мире, в России набирает моду тема интеграции города и университета, но при этом редко выбор модели кампуса сопровождается синхронной проработкой стратегий пространственного развития.

В этом исследовании позиция заказчика состояла как раз в том, чтобы скоординировать планы по развитию разных субъектов, подкрепленная желанием разобраться в существующих ресурсах и приоритетах. Мы смогли проанализировать и сопоставить различные пространственные аспекты и показать реальный потенциал для развития университета в городе, проявить потребности вузов в новых площадях и программах.

Исследование позволило обосновать решение, которое страхует город от рискованного и неэффективного использования новых территорий, и раскрыть возможности существующих: предпосылки для формирования академической среды, развития прилегающих локаций и активации "спящих" объектов.

Таким образом историческая часть Уфы может получить дополнительный локальный центр, а сэкономленные ресурсы могут быть направлены на другие, более актуальные нужды города».


Глеб Витков
Руководитель исследования,
эксперт НИУ ВШЭ
Выводы
Анализ сценариев пространственного развития показал, что наиболее приоритетной для выбора по всем показателям оказалась стратегия уплотнения и развития территорий университетов, в то же время вариант реализации межвузовского кампуса в Дёме, от которого впоследствии отказались, оказался наиболее рискованным.
Таким образом в течение трёх месяцев 2021 года (январь-март) Институт развития городов и сёл Башкортостана в партнерстве с Высшей школой урбанистики НИУ ВШЭ провёл комбинированное исследование, включающее семь локальных и одну общую встречу со студентами и преподавателями университетов Уфы, подробную пространственную аналитику, онлайн-сбор мнений. Его итогом стало решение заказчика архитектурной концепции о смене локации с периферии города на центральную часть Уфы, в которой исторически расположены пять университетов из шести, входящих в Евразийский НОЦ.
Авторы и источники
Исследование подготовлено Высшей школой урбанистики им. А.А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ и Институтом развития городов и сел Башкортостана.

Кураторы исследовательского проекта:
Ольга Сарапулова, советник Главы Башкортостана по развитию городской среды,
Алмаз Фаткуллин, директор Института развития городов и сел Башкортостана.

Руководитель исследовательского проекта:
директор Центра планирования и проектирования инфраструктуры и городской среды Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Глеб Витков.

Пространственную аналитику подготовили эксперты Высшей школы урбанистики им. А.А.Высоковского Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ:
менеджер проекта и ведущий аналитик Марина Сапунова,
куратор и аналитик Дарья Парфенова, аналитики Лариса Баранова, Белла Миронова, Ксения Боброва,
консультанты Ирина Карасельникова, Андрей Головин.

Методологию проведения семинаров разработали:
Институт развития городов Башкортостана и Проектная группа 8.

Социологическую аналитику подготовили эксперты центра компетенций — Института развития городов
и сел Башкортостана: Дарья Ефремова, Ксения Чурсина, Эльвина Хайбуллина.

Экспертное сопровождение социологического исследования — Татьяна Шварева.

Иллюстратор: Лиана Полещук.

Редактор: Дина Мударисова.

Источники

1. Что такое межвузовский кампус
-Bromley P. On and off campus: Colleges and universities as local stakeholders // Planning Practice & Research - 2006. - Vol. 21. No. 1. R1-24
-Carvalho L. Knowledge locations in cities: Emergence and development dynamics (No. EPS-2013-274-S&E) // ERIM Ph.D. Series Research in Management. Erasmus Research Institute of Management - 2013.

2. Взаимодействие кампуса с городом
-Steinacker A. The Economic Effect of Urban Colleges on their Surrounding Communities // Urban Studies - 2005. - Vol. 42. No. 7. R 1161-1175.

4. Межвузовский кампус в Уфе
-den Heijer A.C., Curvelo Magdaniel F.T.J. Campus-City Relations: Past, Present, and Future // Meusburger P., Heffernan M., Suarsana L. (eds) Geographies of the University. Knowledge and Space. Springer, Cham. - 2018. - Vol 12.

5. Роль университета в городе в глобальном смысле
- Alan Harding, speaking at Univercities 1 seminar, UCL, May 2013
- Melhuish, C. (2015). Case studies in university-led urban regeneration.