Новости ИРГБ

Плохиш и архитекторы: мультфильм о вовлечении подростков в проекты благоустройства

С 2019 года в Республике Башкортостан реализуется федеральная программа “Формирование комфортной городской среды”. Соучаствующее проектирование (подробнее о методике здесь) — важная составляющая в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды и рекомендуется Минстроем России в качестве положительной практики.

Кто вовлекается в работу над проектами — основой будущих парков, скверов, набережных? Мы стараемся привлекать к обсуждению всех потенциальных пользователей общественных пространств. И если для взрослых горожан проектные семинары, фокус-группы, интервью — традиционный и комфортный способ диалога, то для детей и подростков в силу возрастных особенностей нужен особый подход.

Инстиут развития городов Башкортостана за пять лет работы накопил большой опыт работы с молодёжью. Об особенностях такой работы мы говорили на лектории-дискуссии «Вовлечение молодёжи в проекты благоустройства» в рамках Международной выставки «Россия» (запись лекции здесь). Также мы собрали в одной методичке разные кейсы о работе с подростками в Башкортостане (скачать методичку здесь).
Важно, что процесс вовлечения жителей в развитие территории с завершением проекта не прекращается, это непрерывная работа, необходимая для достижения конечной цели — удовлетворения потребностей всех сторон и повышения качества жизни. Мы наблюдаем за реализованными проектами, проводим постоценку реализованных пространств (читать о нашей Универсальной методике оценки проектов благоустройства).

О том, как мы вместе с подростками искали идеи для молодёжного пространства проекта Дёмского парка Уфы, рассказала Анастасия Серебренникова, студентка уфимского вуза, в своей дипломной работе — коллажированном мультфильме. История мальчика, который скучает в парке, где нечем заняться, мечтая о скейт-площадке, основана на реальных событиях и объединяет несколько разных эпизодов из городов региона, но все они об одном — как важны в нашей работе специалисты, умеющие слушать и слышать запросы горождан, в том числе юных.
Серебренникова Анастасия, студентка УГНТУ, 4 курс, факультет ИЭС, направление «Дизайн среды»:
В жизни каждого студента наступает этап завершения обучения в университете, написания диплома, поиска своего места в профессиональной деятельности. В качестве итоговой работы я решила создать социальный мультфильм. На тот момент у меня уже был опыт и с общественной деятельностью, и с анимацией. При этом хотелось сделать значимый проект, который выйдет за рамки студенческой работы.

Раздумывая над тем, как этого достигнуть, я вспомнила об Институте развития городов и сёл Республики Башкортостана, с деятельностью которого я познакомилась на форуме "Городские реновации 2.0". С первого курса я с интересом наблюдала за его проектами. И вот пришло время, когда я смогла стать причастной к ним. А нужно было всего-то прийти к команде Института и предложить свои идеи. Так началось наше сотрудничество.

Направление моего обучения связано с формированием комфортной среды обитания человека. Параллельно с учёбой я занималась общественной деятельностью, связанной с привлечением студентов к культурной жизни университета. В процессе взаимодействия с Институтом развития городов два этих направления объединились в работе над коллажным мультфильмом "Плохиш и архитекторы".

Созданный социальный ролик направлен на привлечение молодёжи к формированию комфортной городской среды. Он наглядно демонстрирует, во-первых, как пожелания подростка могут перерасти в реальные объекты в проекте благоустройства парка, во-вторых, как формирование актуальной рекреационной зоны для молодёжи может повлиять на её жизнь".
Мультфильм на выставке-форуме "Россия" в Москве
Этапы работы над мультфильмом. Варианты главного персонажа.
Этапы работы над мультфильмом. Раскадровка
СМОТРЕТЬ МУЛЬТФИЛЬМ: